Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУЗУЛУКСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
6, С. 325-326 опубликовано: 25 октября 2009г.


БУЗУЛУКСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Бузулукский в честь Преображения Господня мон-рь. Тоновая литография. 1864 г. (ГИМ)
Бузулукский в честь Преображения Господня мон-рь. Тоновая литография. 1864 г. (ГИМ)

Бузулукский в честь Преображения Господня мон-рь. Тоновая литография. 1864 г. (ГИМ)
находился в 5 верстах от г. Бузулука Самарской губ. В 20-х гг. XIX в. в пещерах на склоне вост. хребта Атаманских гор, неподалеку от места, где впосл. был основан Б. м., подвизались крестьянин с. Тримихайловка (Сухоречка) Н. Лоскутов, казак И. И. Гнедышев и неск. жителей Бузулука. В 30-х гг. по требованию бузулукского градоначальника они покинули пещеры, к-рые позднее передали в аренду крестьянам с. Александровка М. Чикунову и братьям П. и М. Рыжих. В 40-х гг. арендаторы обратились в Оренбургскую духовную консисторию с прошением о создании близ Атаманских гор общежительного мон-ря. Оренбургский еп. Иосиф (Богословский) подал в Святейший Синод ходатайство об учреждении обители. До офиц. открытия мон-ря П. Рыжих и 11 чел. буд. братии приняли постриг в монашество и были приписаны к различным обителям с прохождением послушания на месте устраиваемого ими нового мон-ря. На деньги бузулукского купца А. Зуева был куплен деревянный дом, к-рый перевезли на место, отведенное для мон-ря. В мезонине устроили домовую церковь, внизу - кельи; построили двухэтажный флигель с трапезной, кухней и хлебопекарней. В 1852 г. епископ новоучрежденной Самарской епархии Евсевий (Орлинский) вновь ходатайствовал перед Синодом об открытии обители. Указом Синода от 21 февр. 1853 г. был учрежден 3-классный общежительный мон-рь в честь Преображения Господня, по штату в нем полагалось 24 насельника, мон-рю передали 150 дес. земли. 4 окт. 1853 г. еп. Евсевий освятил в Б. м. теплую домовую церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (разобрана в 1879), пожертвовал обители Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе.

Первым настоятелем Б. м. стал Поликарп (Рыжих), послушник уфимского в честь Успения Божией Матери мон-ря. В марте 1854 г. его сменил старец Глинской пуст. Аполлинарий († 1864), к-рый ввел в Б. м. устав Глинской обители. Трудами игум. Аполлинария мон-рь был обнесен оградой, построены просфорный корпус, странноприимный дом, мельница и др. хозяйственные сооружения. В 1857 г. в обители заложили каменный теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 13 сент. 1861), близ к-рого был погребен игум. Аполлинарий. В 1869 г. на 2-м ярусе колокольни была устроена холодная Преображенская ц., в 1882 г. освящен деревянный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г. мон-рь обнесли с 3 сторон каменной стеной, в 1869 г. в башне на правом углу ограды открылась церковноприходская школа, в 1885 г. в ней обучалось 15 чел.

На склоне вост. хребта Атаманских гор, прилегающего к территории обители, существовал пещерный скит, устроенный по образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В 1903 г. над пещерами был построен деревянный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» с колокольней. В пещеры вели 2 входа - из Казанского и из Скорбященского храмов. В 1875 г. мон-рь посетил Л. Н. Толстой, беседовавший с монастырскими старцами. К 1903 г. Б. м. владел 769, 5 дес. земли, мельницей, рыбной ловлей на 2 озерах, фруктовым садом и пасекой, монастырский капитал составлял 24630 р. Мон-рь имел подворья в Бузулуке и Самаре. Последним настоятелем Б. м. был Димитриан (Кванин) (с авг. 1914).

Ок. 1918 г. на базе Б. м. была учреждена сельхозартель. В Казанском храме устроили токарные мастерские, Преображенский храм был разобран, кирпич пошел на строительство клуба, в Никольской ц. разместилась кузница, позднее был уничтожен Скорбященский храм. В 1929 г. на территории Б. м. образовалась коммуна, затем бывш. монастырские постройки передали колонии для беспризорников, с нач. 50-х гг. на территории Б. м. находится колония строгого режима для несовершеннолетних.

Арх.: ГА Оренбургской обл. Ф. 311. Оп. 1. Д. 16, 26, 29, 33, 36, 42, 44, 45; ГА Самарской обл. Ф. 32. Оп. 11. Д. 8, 17, 28, 36, 49, 75, 113, 120, 165, 197, 210, 260, 266, 301, 333, 380, 412, 452, 479, 481, 510, 514, 567, 579, 591, 603, 621, 627.
Лит.: Баженов Н. Статистическое описание приходов и мон-рей Самарской епархии на 1901 г. Симбирск, 1903; Спасо-Преображенский Бузулукский подгородний муж. мон-рь: 50-летний период существования, 1853-1903 гг. [Б. м.], 1904; Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания // Л. Толстой и Самара: Восп., письма, статьи. Куйбышев, 1988. С. 55-56; Мон-ри Самарского края. Самара, 2002. С. 21-26.
О. И. Радченко
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Бузулукский в честь Преображения Господня мужской монастырь (находился в 5 верстах от г. Бузулука Самарской губ.)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле